Педсовет Роль межличностных отношений в образовательном процессе
Роль межличностных отношений в образовательном процессе.
Труд учителя в работах современных психологов рассматривается в виде многомерного пространства, состоящего из трех взаимосвязанных пространств: личности учителя, педагогической деятельности и педагогического общения. Все эти пространства объединены единой глобальной задачей – развитие личности учащихся.
Педагогическое общение как составная часть труда учителя является главным инструментом этого труда. В профессиональном общении учителя можно выделить два тесно взаимосвязанных друг с другом звена: общие и индивидуальные принципы общения. Культура общения учителя является показателем того, как, каким образом, с помощью каких наиболее отвечающих решению конкретных педагогических задач и способов взаимоотношений учителю удается реализовать общие социально значимые принципы обучения и воспитания. Чем выше диапазон применяемых приемов и средств общения, тем более высок уровень культуры учителя.
Человеческие отношения образуют основу социально-психологического климата коллектива. Оно является тем социальным клеем, который сплачивает учителей и служит противоядием от раздоров и конфликтов.
Как отмечал А.С. Макаренко, «пережитый вместе опыт, нужда и напряжение, радость и улыбка – все это роднит людей, так же как и работа. Если такие люди иногда и поссорятся, то и в соре остается уважение друг к другу. Помирить их очень просто».
Работая в школе, необходимо научиться общаться со школьниками, грамотно взаимодействовать с коллегами по работе, администрацией, вести конструктивные разговоры с родителями учащихся, от этого зависит, как отмечают психологи, настроение учителя на работе. Взаимоотношения в педагогическом коллективе сильно отражаются на качестве учебно-воспитательного процесса. В подавляющем большинстве случаев переход педагога из одной школы в другую объясняют тем, что не складываются отношения на работе (с директором, завучем, коллегами по работе, учащимися и их родителями).
Общение – это одно из основных понятий психологии.
Общение – взаимодействие людей, процесс образования и функционирования их взаимоотношений. В общении осуществляется обмен деятельностью и ее результатами, формируется настроение и взгляды, выявляется уровень взаимопонимания, вырабатываются привычки и традиции. Истинная культура общения означает взгляд на партнера не как на объект своего влияния, а как на равноправного участника обмена информацией. В будничной ситуации важно уметь выслушать, постараться понять точку зрения собеседника, посочувствовать в горе или разделить радость, убедительно возразить или достойно согласиться, страстно отстаивать свою позицию, но не во имя собственного престижа или победы над кем-то, а щадя самолюбие других – вот это, пожалуй, та культура общения, общение без агрессии, которая не зависит ни от обстоятельств и состава обучающихся, ни от особенностей их темперамента.
Педагогическое общение имеет свою специфику: определенную структуру, стили и функции. Это система органичного социально-психологического взаимодействия педагога со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, содержанием которого является обмен информацией, оказанием воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Таким образом, педагогическое общение в технологическом плане находит свое выражение в умениях передавать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с коллегами и родителями, в искусственном воздействии на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психологическим состоянием.
Ведущей составляющей педагогического общения является позиционное взаимодействие. Общаясь с учениками, их родителями, коллегами по работе, а так же в зависимости от условий складывающейся ситуации учитель занимает определенную коммуникационную позицию: позицию «над», «наравне» и «под». Позиция «над» подразумевает, что учитель проявляет инициативу, осуществляет управление, контроль и планирование ситуации, реализует свои цели. Партнер по коммуникации является зависимым от учителя как ведущего объекта общения. Этот тип коммуникации характерен для взаимодействия «учитель-ученик». Позиция «наравне». Это когда оба партнера проявляют инициативу и активность, стараются учитывать интересы и цели друг друга, вступают в отношения взаимозависимости. Наиболее часто это характерно для взаимодействия «учитель-учитель».
Позиция «под», когда учитель занимает подчиненное положение относительно партнера по общению, характерно в его коммуникативных контактах с руководителем и администрацией.
В реальной жизни часто имеют место нарушения позиций и правил общения, поэтому для успешного выполнения своей деятельности нужно уметь занимать правильную коммуникационную позицию в зависимости от того, с кем и когда происходит общение.
Выделяют следующие функции педагогического общения:
1. Информационную функцию – взаимодействие учителя и других участников образовательного процесса состоит, прежде всего, в обмене между ними информацией. Информация при этом может передаваться не только с помощью различных источников. Но и с помощью мимики, интонации, жестов, манер слушать.
2. Социально-перцептивная функция, когда прежде всего идет восприятие учителем другого участника образовательного процесса и проявляется особенная чувствительность к нему: сочувствие, сопереживание, понимание проблем.
3. Самопрезентативная функция. В актах общения при этом осуществляется презентация учителя, его внутреннего мира, его самовыражения. Сластенин В.А. пишет: «Не измученный, усталый и опустошенный, а интересный, духовно богатый, идейно зрелый человек может стать властелином дум и чувств нового поколения».
4. Интерактивная функция. При общении происходит обмен идеями, образами и действиями.
5. Аффективная функция. Общение должно быть комфортным. Должна быть социальная установка на другого человека: чувство уважения, симпатии. Необходима нейтрализация аффекта (душевного волнения, страсти), его коррекция.
Необходимо при этом отметить, что у каждого человека есть две жизненные заботы: достичь личных целей (которые могут субъективно переживаться как очень важные либо маловажные);
И вторая – сохранить хорошие взаимоотношения с другими людьми (что также может переживаться как важное или маловажное условие).
Соотношения этих двух главных забот и составляет основу типологии поведенческих стратегий.
В течение рабочего дня учитель и воспитатель включаются в широкий диапазон взаимоотношений с коллегами, учениками, родителями по разным поводам. И, естественно, в общении возможны недоразумения, ссоры, обиды, проявления агрессии, смена настроений и так далее. Ситуация может перейти в конфликт. Конфликт (от латинского слова Conflictus – столкновение) – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов. Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений, вызывают глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой.
В.А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: « Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Умение избежать конфликтов – одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива.»
Особенностями педагогических конфликтов являются:
- Профессиональная ответственность педагога за правильное решение выхода из конфликтной ситуации, так как школа, в которой учится ребенок, - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми.
-Участники конфликтов имеют различный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте.
- разница в возрасте и жизненного опыта участников порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении
- различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами педагога» и «глазами ученика» видится по разному), поэтому учителю и воспитателю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику – справиться со своими эмоциями.
Профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности. Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются и другие участники – ученики, педагоги, администрация, родители.
Разрешение конфликтной ситуации во многом зависит от выбора стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации.
Отдельные исследователи конфликтологии выделяют несколько способов регулирования конфликтов и поведенческих стратегий, к числу которых относятся:
- соревнование. Одни психологи определяют данный способ как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Это силовая стратегия, когда цели важны, взаимоотношения нет. Другие считают, что к данному стилю прибегают те, кто считает, исход конфликта важен для него и он делает большую ставку на свое решение возникшей проблемы, он обладает достаточной властью и авторитетом, и представляется, что предлагаемое им решение – наилучшее или он должен принять непопулярное решение, и у него достаточно полномочий для этого.. Этим стилем может воспользоваться только сильный человек, обладающий авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы или как он считает интересы возглавляемой им организации.
-приспособление. Означает принесение в жертву собственных интересов ради другого. Это стратегия сдерживания острых углов. Вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Стиль наиболее эффективен. Когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень важен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу дела или другой стороны. Взаимоотношения важны, цели нет. Важнейшей задачей данного стиля является - восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта.
-компромисс. Умеренно важны и цели, и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения. Стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте « мы не можем выполнить свои желания, значит необходимо прийти к решению, с которым каждый из вас мог бы согласиться»
-избегание. Отсутствие стремления к кооперации и тенденции к достижению собственных целей. Эта стратегия отказа от достижения личной цели и от участия во взаимоотношениях с окружающими. Реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Данный стиль используется также, когда знаете, что не можете или не хотите решить вопрос в свою пользу или хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять решение, когда решить проблему немедленно опасно, так как открытое обсуждение конфликта может ухудшить ситуацию. Возможно, у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности.
- сотрудничество. Когда участники конфликтной ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Когда стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов. Это стратегия открытой и честной конфронтации. В этом случае ценят и цели и взаимоотношения. Этот стиль наиболее труден, так как требует более продолжительной работы. Этот стиль бесценен, когда у вас длительные, прочные отношения. Цель его применения – разработка долгосрочного взаимовыгодного решения, приобретение совместного опыта работы. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Практика показывает, что именно в ситуации сотрудничества конфликт разрешается максимально выигрышно для всех его участников. Другие способы регулирования конфликта позволяют достичь успеха в лучшем случае лишь одной из сторон.
В своей работе руководствуюсь правилом все взаимоотношения с коллегами, администрацией, учащимися и родителями должны строиться только исходя из принципа все, что я делаю должно делаться во благо детей. Вызываю родителей не потому что я хочу, чтобы ребенок подчинялся мне, потому что мне так удобно, а потому что я вижу, что это может привести к негативным необратимым последствиям в его жизни; Иду и выясняю позицию или обстоятельства возникающего конфликта между учителем и учеником и стараюсь довести до каждого из них свою точку зрения и никогда не обижаюсь на учителей, которые приходят ко мне иногда с обидой за своих детей, которым как им кажется, я занижаю оценки.
Конфликт: мальчик при мне оскорбил учителя и не просто оскорбил, выругался в его адрес нецензурно. Я как классный руководитель, естественно, попыталась объяснить ему, что он неправ, но он не только остался при своем мнении, но и с обидой бросил «ты сама такая». Что же было делать, нарушая все правила, придя на первый после этого разговора урок, я попросила его выйти из класса со словами «если я такая плохая – то чему я могу научить тебя». Мальчик вышел. Это продолжалось 2 или 3 урока. Он не извинялся и упорно приходил на мои уроки. В очередной раз захожу на урок, он сидит, дети напоминают ему, что ему следует выйти из класса и я ловлю себе на мысли, что мне его жалко, я не хочу, чтобы он остался один со своим неуживчивым характером. Я старше, я умнее, я опытнее, он же еще не понимает, что не все в жизни бывает только так, как я хочу, жить по слову «надо» научит жизнь и я говорю «не надо никуда уходить, он еще не понял, что он не прав, но я очень надеюсь, что это когда-нибудь произойдет и он извиниться». Прошло много лет… и вот однажды ко мне подбегает молодой человек и с радостью в голосе здоровается и расспрашивает о моих делах. Извинения не последовало, но его поведение, голос говорили о том, что он искренне рад меня видеть.
А давайте задумаемся над таким часто встречающимся в нашей жизни явлением: в одном классе работает два учителя, и тот и другой ставят неудовлетворительные оценки, ругают детей из-за плохой подготовки к урокам, но к одному ни у детей, ни у родителей нет претензий, а другого терпят только потому что за него заступается классный руководитель и администрация школы. Почему так происходит?
Можно выделить следующие правила педагогического общения:
- не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
-Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряженность в общении.
-Совместная деятельность (если она хорошо организована) сближает людей и повышает их авторитет.
«Все мы родом из детства…» неважно, кем сказаны эти слова. Важно, что сказаны для многих из нас, забывших, что мы родом из детства, именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие мира для себя и в себе делают нас теми, кем мы становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве может произойти такое событие, которое если не перевернет, то сильно повлияет на будущую жизнь ребенка. Вот почему важно почаще всматриваться в чистые глаза детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них с удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему надо почаще обращаться к ребенку, чтобы проверить не умер ли в нас тот великий философ, имя которому Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание.
|