school
 
logo
school
Визитка
Для родителей
Методика
Кадеты
Фотогалерея
Новости школы
Учебная страница
Семёрочка
Контакты
+ Литературно-музыкальная композиция «В семье единой»
+ Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики школьника
+ Педсовет Роль межличностных отношений в образовательном процессе
+ Педсовет выступление Бесконфликтное общение
+ Педсовет Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника


БирГСПА.net - студенческий web-портал

Педсовет Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника
    Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника.
Важнейшим условием развития личности школьника является психологический комфорт на уроке, который во многом зависит от психологического здоровья педагога.
Ни для кого не секрет, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Психофизическая усталость – первотолчок в развитии патологии души и тела, психосоматических заболеваний; она постепенно переходит в психологическую и телесную депрессию.
Успешная профессиональная деятельность педагогов предъявляет требования не только к личностным качествам, но и к уровню их психологического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремления к совершенствованию. Однако довольно большой процент педагогов отличается состоянием эмоциональной напряженности, которое проявляется в понижении работоспособности. Постоянное воздействие напряженных факторов профессионального труда ведет к ухудшению результатов деятельности, к снижению работоспособности, снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, воображения). В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критических моментов и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья. В связи с этим эмоциональная устойчивость к различного рода напряженным факторам профессиональной деятельности является профессионально значимым качеством личности педагога.
Эмоциональное сгорание – состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Это эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.
Эмоциональное сгорание возникает только в профессиональной деятельности, и тем отличается от стресса.
Профессия педагога включает в себя факторы, влияющие на эмоциональное сгорание. Она предполагает интенсивное общение с людьми в непредсказуемых ситуациях, работа имеет творческий характер: необходимо создавать практически на каждом уроке каждый день нечто новое, соответствующее индивидуальности учителя и отвечающее задачам его общения с другими.
Эмоциональное сгорание может проявиться как в результате длительной эмоциональной, так и в результате кратковременной запредельной эмоциональной нагрузки.
Существует несколько уровней проявления эмоционального сгорания. Приведем их в порядке усиления:
1. Физиологический (начальный уровень) – проявляется в виде головных болей, болей в пояснице, шейном отделе позвоночника, плечах, горле, животе, общем недомогании, нарушении сна и т.д., возникающих без причин. Если не принять меры, возникает следующий уровень эмоционального сгорания.
2. Эмоциональный – выражается в состоянии напряженности, тревоги, беспокойства, взволнованности, агрессии, эмоциональной истощенности, раздражительности.
3. Поведенческий – проявляется в виде бурных неадекватных реакций, опоздания на работу, стремления уйти пораньше, частых перерывов в работе, стереотипности восприятия учеников, усиление тяги ко вредным привычкам.
4. Смысловой – утрата смысла профессиональной деятельности, негативное отношение к себе как к специалисту.
Низкий уровень психологической культуры, недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции приводит к тому, что значительная часть педагогов страдает болезнями стресса – многочисленными соматическими и нервно-психическими болезнями. Это, в свою очередь, является основной причиной прогрессирующей невротизации школьников, которые значительную часть своей жизни проживают в невротизирующей среде, создаваемых, кроме прочих причин, и учителями.
Результаты различных исследований показывают наличие следующих состояний:
• Психоэмоциональное истощение – ближе к низкому, что свидетельствует о том, что работник почти не испытывает усталости, может работать продуктивно, полон оптимизма, активен в контактах.
• Личностное отдаление – средний уровень – профессионал нацелен на взаимодействие с окружающими, имеет обширные контакты с коллегами и учениками, чутко реагирует на оценки с их стороны. Имеет ощущение самодостаточности.
• Профессиональная мотивация – средний уровень, ближе к высокому, что говорит о включенности специалиста в работу, заинтересованности в результатах труда, стремлении к совершенствованию своего профессионального мастерства.
Фоном жизненного настроения многих учителей, к сожалению, является сегодня уныние и разочарование. А ведь настроение обладает огромной побудительной силой. Каждый, кто стремится полноценно прожить жизнь, добиться успехов в обществе, а главное, ощутить радость жизни, должен уметь управлять собой, противостоять обстоятельствам, изменять себя, если это необходимо.
Педагогическая деятельность насыщена различными ситуациями и разнообразными факторами, несущими в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования.
К напряженным ситуациям педагогической деятельности исследователи (А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.М. Рыбакова и др.) относят:
• Ситуации взаимодействия учителя с учащимися на уроке (нарушение дисциплины, непредвиденные конфликтные ситуации, игнорирование требований учителя и т.п.);
• Ситуации возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией (резкие расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой и т.п.);
• Ситуации взаимодействия учителей с родителями учащихся (расхождения в оценке ученика учителем и родителями, невнимание со стороны родителей к процессу воспитания детей и т.д.).
Неблагоприятное воздействие напряженных факторов вызывают у педагогов стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (возникновение эмоциональных сдвигов, изменение в характере деятельности).
Поведение учителей нередко характеризуется повышенной напряженностью. Следствием её являются грубость, несдержанность в отношениях с учащимися, неблагоприятный психологический климат на уроке.
Как выражать неудовольствие поступками детей?
• Можно выразить неудовольствие действиями ребенка, но не ребенком.
• Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы непозволительными они ни были. Раз они возникли, значит – есть причина.
• Недовольство действиями ребенка не может возникать то и дело – иначе это перерастет в непринятие ребенка.
• Оценивайте поступок, а не личность. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
• Дайте понять, что когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.
• Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен.
• Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Прежде чем ругать за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.
• Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.
• При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
• Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

Среди наиболее распространенных эмоциональных состояний педагогов отмечаются эмоциональная неуравновешенность, агрессивность, фрустрированность, недовольство, напряженность. Если учитель имеет такие особенности, это отражается в его мимике, жестах, высказываниях паралингвистических проявлениях (сухость, излишняя критичность и др.).
Неадекватное употребление невербального языка может дать нежелательный эффект в общении с учениками.
Не менее важный компонент педагогического взаимодействия – визуальный контакт. Взглядом, направленным на собеседника, привлекают внимание к себе и предмету разговора, демонстрируют расположение (ласковый взгляд) и отчуждение (холодный взгляд), выражают недоумение (вопросительный взгляд), иронию (насмешливый взгляд), осуждение (строгий взгляд), поддерживают психологический контакт. Пристальный взгляд усиливает внушающий эффект слова. Блуждающий, бегающий, ускользающий, тяжелый, злобный взгляд настораживает, раздражает, отталкивает. Каждый ребенок нуждается в визуальном контакте с наставником, его внимательном, личностно заинтересованном взгляде.
Немаловажное значение в невербальном общении имеет тактильная коммуникация. Использование прикосновения очень важно при работе с детьми. С помощью прикосновения можно привлечь внимание ребенка, установить контакт.
Свободное передвижение учителя на уроке по классу облегчает использование этого приема. Не прерывая урока, он может вернуть к работе отвлекшегося ученика, коснувшись его руки, плеча, успокоить возбужденного, отметить удачный ответ. Прикосновения, способствующие контакту, обычно мягкие, спокойные, как бы случайные и необязательные. Овладение приемами невербального общения оптимизирует систему воздействия учителя на учеников, создает условие для благоприятной творческой атмосферы совместной деятельности.
Упражнение для развития чувствительности к невербальным средствам коммуникации.
«Актеры и зрители».
Участники делятся на две группы: первая – актеры, вторая – зрители. Руководитель предлагает актерам темы инсценировок:
• Идти против ветра;
• Туда, куда не хочется;
• Так, чтобы кого-нибудь не разбудить;
• Идти с тем, кто веселее всех;
• С тем, кто вызывает настороженность;
Группа зрителей должна понять, кого изображают актеры. Затем группы меняются ролями, и для разыгрывания предлагаются следующие ситуации:
• Мы куда-нибудь идем, и вдруг...
• Неожиданная встреча
• Понимаем, что что-нибудь забыли
• Видим человека, который нам очень нравиться
• Видим человека, которому хотим понравиться
• Узнаем, что на рукаве дырка.
«Эмоциональные состояния».
Участники получают карточки на которых дается задание изобразить эмоциональные состояния (гнев, радость, обиду, ожидание и т.д.) с помощью:
• Мимике (можно конкретизировать – губы, лоб, нос, глаза);
• Жестов;
• Мимике и жестов;
• Походки.
Первая помощь после воздействия стрессовых факторов.
Существует система приемов эмоциональной саморегуляции, которую необходимо использовать сразу после действия на организм человека стрессовых факторов. К ней относятся следующие приемы:
• Использовать любой шанс, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.
• Медленно осмотреться по сторонам даже в том случае, если помещение знакомо. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывая их внешний вид, говоря себе: «Коричневый стол, мягкое кресло и т.д.». Сосредоточение на каждом отдельном предмете, послужит отвлечением от внутреннего стрессового напряжения, так как внимание переключается на рациональное восприятие окружающей обстановке.
• Посмотреть в окно на небо. Сосредоточиться на том, что видите.
• Набрав воды в стакан, медленно, сосредоточенно выпить. Сконцентрировать внимание на ощущениях в тот момент, когда вода будет течь по горлу.
• Представить себя в приятной обстановке – в саду, на пляже, на качелях, под душем.
• Применить формулу успокоения, например: «Сегодня я не обращаю внимания на пустяки».
• Существует множество физиологических механизмов разрядки, которые оказывают восстанавливающее действие на человека. Внешне они проявляются в виде плача, смеха, желания ударить, выговориться и т.д. Не надо блокировать их.
• Возникшее чувство раздражения, агрессии можно снять с помощью физической разрядки: сделать несколько ударов по воображаемому предмету, побоксировать подушку.
• Разрядить эмоции – выговориться кому-то до конца. После того как человек выговориться, его возбуждение снижается, он может осознать свои ошибки и принять правильное решение.
• Найти место, где можно вслух проговорить, прокричать то, что возмущает, обижает, где можно выплакаться.
• Другой способ – «пустой стул». Представьте, что на нем сидит человек, который обидел вас, излейте ему свои чувства. Сейчас можно сказать все, что хочется.
• Переключиться на интересную деятельность, любимое занятие.
• Вспомните приятные события из собственной жизни. Представьте, что эта ситуация повторилась и вы находитесь в состоянии радости. Сделайте такое же лицо, улыбку, почувствуйте всем телом – позой, осанкой, жестами, походкой.
• Необходимо помнить, что при сильном эмоциональном возбуждении человек неадекватно оценивает ситуацию. В острой эмоциогенной ситуации не следует принимать никаких решений. Успокойтесь, а затем все обдумайте по принципу: «Подумаю об этом завтра».
Способы саморегуляции эмоционального состояния.
У каждого человека при напряженных эмоциональных состояниях меняется мимика, повышается тонус скелетной мускулатуры, темп речи, появляется суетливость, приводящая к ошибкам в ориентировке, изменяются дыхание, пульс, цвет лица, могут появиться слезы.
Самый простой, но достаточно эффективный способ эмоциональной саморегуляции – расслабление мимической мускулатуры. Научившись расслаблять лицевые мышцы, а также произвольно и сознательно контролировать их состояние, можно научиться управлять и соответствующими эмоциями. Педагогу особенно важно овладеть навыками расслабления мимических мышц, чтобы применять их при необходимости в ситуациях педагогической деятельности.
Элементы саморегуляции для учителя.
«Разгладим море».
Представьте себе какую-то конфликтную ситуацию. Проследите, какие ощущения возникают в вашем теле. Часто в таких ситуациях появляется дискомфорт (давление, сжатие, жжение, пульсация). Закройте глаза. Посмотрите внутренним взором в область грудины и представьте бушующее «огненное море» эмоций. Теперь визуально рукой разгладьте это море до ровного зеркала. Что вы теперь чувствуете? Попробуйте еще раз.
«Как было бы, если бы...»
Если вы чувствуете себя подавленным, вообразите, как бы вы чувствовали себя и как бы выглядело все вокруг, если бы вы были жизнерадостным.
Если вы чувствуете себя обессиленным, вообразите, как бы вы сегодня чувствовали, если бы были полны сил.
Если вы чувствуете себя усталым, найдите в себе ту часть тела, которая никогда не устает. Вообразите себя активным и энергичным, поверьте в это – и все на самом деле начнет меняться!
Упражнения для расслабления мышц лица.
Выполняя упражнения, надо стремиться к тому, чтобы не упражняемые в данный момент мышцы были расслаблены. Дышать следует ровно и спокойно, через нос. Внимание необходимо сосредоточить на состоянии упражняемых мышц.
Маска удивления.
Закрыть глаза. Одновременно с медленным вдохом максимально высоко поднять брови, произнести про себя: «Мышцы лба напряжены». Задержать на секунду дыхание и с выдохом опустить брови (пауза 15 сек.).
Жмурки.
Упражнение для глаз. С медленным выдохом мягко опустите веки. Выдыхая воздух, постепенно наращивать напряжение мышц глаз и, наконец, зажмурить их так, как будто в них попало мыло, жмуриться как можно сильнее. Произнести про себя: «Веки напряжены». Затем – секундная задержка дыхания, свободный выдох и расслабление мышц век. Оставляя веки опущенными, произнести про себя: «Веки расслаблены».
Возмущение.
Упражнение для носа. Округлить крылья носа и напрячь их, как будто вы очень сильно чем-то возмущены, сделать вдох и выдох. Произнести про себя: «Крылья носа напряжены». Сделать вдох, на выдохе расслабить крылья носа. Произнести про себя: «Крылья носа расслаблены».
Маска поцелуя.
Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы, как будто для поцелуя, довести это усилие до предела и зафиксировать усилие повторяя: «Мышцы рта напряжены». На секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить мышцы. Произнести: «Мышцы рта расслаблены».
Снятие напряжения в 12 точках.
Для снятия напряжения необходимо начать с плавного вращения глазами – дважды в одном направлении, а затем дважды в другом. Зафиксировать внимание на отдаленном предмете, а затем переключить его на предмет, расположенный поблизости. Нахмуриться, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабиться. После этого несколько раз широко зевнуть. Расслабить шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднять плечи до уровня ушей и медленно опустить. Расслабить запястья и поводить ими. Сжать и расслабить кулаки, расслабить кисти рук. Затем сделать три глубоких вдоха, мягко прогнуться в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону. Напрячь и расслабить ягодицы, а затем икры ног. Покрутить ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сжать пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх. Повторить это упражнение три раза.
После выполнения этого упражнения ваш организм освободиться от напряжения в 12 основных точках.
Для оптимального педагогического общения важно также научиться распределять свое внимание к классу. Для этого можно использовать упражнение «Распределение внимания» в домашней обстановке в течение 15-20 минут. Включите телевизор и раскройте незнакомую вам книгу (для начала лучше взять художественную или публицистическую). Попробуйте одновременно читать книгу и «краем глаза» смотреть и слушать телевизор. Проследите за собой, через сколько минут вы почувствуете себя утомленным? Если утомление наступило уже через 4-5 минут, значит, ваша способность к распределению внимания слабо развита. Затем попробуйте для себя на бумаге кратко воспроизвести то, что вы читали и восстановить виденное на телеэкране. По мере того, как часто вы будете выполнять упражнение, с каждым разом вы будете все лучше распределять свое внимание.
Также одним из условий успеха в педагогической деятельности – умение учителя правильно общаться, вступать во взаимодействие в ходе беседы, общения с классом. Часто поглощенный тем, чтобы правильно сформулировать вопросы, учитель не следит за своим состоянием, своим поведением. Но известно, что даже самые правильные положения будут восприняты или вызовут отрицательные эмоции, если учащиеся почувствуют ваше высокомерие, холодность, отчуждение. Выполняйте систематически следующее упражнение «Открытость»:
- Перед вами собеседник (ребенок, коллега по работе, член семьи). Сделайте свое лицо доброжелательным, улыбнитесь, кивните собеседнику в знак того, что вы его внимательно слушаете и понимаете. «Распахните» свою душу перед человеком, с которым вы общаетесь, старайтесь психологически близко подойти к нему.
Психотехнические игры для учителей.
Психотехнические игры для учителей направлены на достижение двух основных целей. Во-первых, они способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряженности. Во-вторых, данные упражнения нацелены на развитие внутренних психических сил учителя, расширение его профессионального самосознания. Регулярное выполнение учителем психотехнических игровых упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять собой для сохранения и укрепления собственного психического здоровья и, как следствие этого, достижения успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.
Для занятий психотехническими играми не требуется большого количества времени и специальных помещений. Самостоятельно и в паре с другим учителем, педагог может практиковать такие игры в перерывах между уроками, на уроках, когда школьники самостоятельно выполняют полученное задание, по дороге на работу или домой.
Важным условием сохранения и укрепления психического здоровья педагога выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние «зажимы», расслабляться. В течение 2-5 минут, затраченных на выполнение психотехнических упражнений, учитель сможет снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, свободы, уверенности в себе.
Упражнение «Внутренний луч».
Упражнение выполняется индивидуально и направлено на снятие утомления, обретение внутренней стабильности.
Для выполнения упражнения необходимо занять удобную позу – сидя или стоя.
Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т.д. теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.
Представление о теплом внутреннем луче необходимо осуществлять несколько раз, моделируя движение сверху вниз. От выполнения упражнения необходимо получать внутреннее удовольствие, даже наслаждение. Заканчивается упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!»
Упражнение «Голова».
Профессия педагога относится не только к разряду стрессогенных, но и к профессиям управленческого труда. Учитель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учащихся: в чем-то их сдерживать, подавлять их волю и активность, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает у учителя «стресс руководства» и, как следствие этого, перенапряжение, различные физические недомогания. Одной из наиболее частых жалоб учителей является жалоба на головные боли, тяжесть в затылочной области головы.
Предлагаем вам упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.
Упражнение «Руки».
У вас идет последний урок. Класс занят решением задачи. В классе тишина и вы можете несколько минут уделить себе. Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук в землю, - вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так минуты 1,5-2, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по классу. Порадуйтесь интересным вопросам, которые задают дети, постарайтесь открыто и с полной готовностью идти им навстречу, отвечая обстоятельно и детально.
Упражнение снимает усталость, способствует установлению психического равновесия, баланса.
Упражнение «Пословицы».
Предлагаем вам упражнение, хорошо «снимающее» внутреннюю депрессию и плохое настроение, а также помогающие решению сложной проблемы, которая у вас возникла. Эта проблема может быть связана с вашей профессией, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями.
Возьмите любую из книг «Русские пословицы», «Мысли великих людей» или «Афоризмы». Полистайте книгу, читайте фразы пословиц или афоризмов в течение 25-30 минут, пока не почувствуете внутреннего облегчения.
Вполне возможно, что у учителя может не быть возможности, времени и места регулярно проводить психотехнические игры. В этом случае мы рекомендуем использовать метод невербального самовнушения. Мы предлагаем несколько формул, которые могут быть произнесены учителем «про себя» или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в процессе рабочего дня, перед трудной беседой.
Произнесение формул не обязательно должно быть точно по тексту, можно проявить некоторые индивидуальные вариации и отступления в выборе стиля формулы, слов, длительности фраз и пр. важно иметь четкий язык, формулируйте самоприказ, например, так: «Мои родители, бабушки, дедушки, все в нашем роду обладают ...», «По своему астрологическому знаку я – Дракон, поэтому...»
Для того чтобы заготовленные заранее или спонтанно возникшие формулы были эффективными, помните о следующих правилах:
1. Для оперативного пользования формулой желательно иметь короткий текст из нескольких фраз.
2. Большое значение имеет начало формулы. Началами фраз могут быть следующие: «Мое желание иметь», «Я вижу себя человеком...», «Я все умею, я все могу...», «Я верю в то, что...», «Я убежден в том, что...».
3. Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз (иногда до 7 раз).
4. Важно непоколебимо верить в «магические свойства» слов, произносимых вами.
5. Проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности и концентрации воли.
Утренние и вечерние игры-формулы.
Утром, перед вставанием, заведите себе правило прочитывать две основные формулы, рекомендованные нами. Эти же формулы могут быть повторены вами вечером, в постели перед сном.
Формула 1. Уверенность в себе.
«Я смелый и уверенный в себе. Я все умею, все могу и ничего не боюсь».
Формула 2. Любовь к ученикам.
«Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт к диалогу с моими учениками».
На работу.
Формула 1. «Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является для меня высшим смыслом моей жизни».
Игры-формулы в течение рабочего дня.
Формула 1. Спокойствие, стабильность.
«Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе».
Формула 2. Любовь к своей работе.
«Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом».
Перед сложным разговором.
Формула 1. Спокойствие.
«Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию».
Формула 2. Снятие волнения и нервного напряжения.
«Мне легко и свободно. Я безмятежно счастлив... каждая клетка тела дышит безмятежным счастьем».
Снятие усталости и восстановление работоспособности.
Формула 1. «Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь ярко почувствовать себя бодрым – энергичным после работы. После работы я чувствую бодрость, молодую энергию во всем теле».
Формула 2. «Я полон сил и энергии, я готов продолжать работу на уровне своих лучших возможностей, энергично, внимательно, с вдохновением. Я полон сил и энергии, у меня энергичные – здоровые – молодые нервы, у меня неутомимое молодое – богатырское сердце».
Способы профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний.
Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний можно использовать следующие способы:
• Экономно расходовать свои эмоционально-энергетические ресурсы. Сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.
Для этого следует:
• Жить под девизом «В целом все хорошо, а то, что делается, делается к лучшему».
• Воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему.
• Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.
• Не «пережевать» в уме случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.
• Если возникла проблема или конфликт, решать их своевременно и обдуманно.
• Взять за правило: дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивать общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедить себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально.
• Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности. Каждый проявляет свою индивидуальности так, как ему удобно, е не так, как это делаете вы или как бы вам этого хотелось. Необходимо быть гибче в оценках других людей, не стараться переделать партнера, подогнать его под себя.
• Развивать динамичность установок. Человек с большим набором гибких установок и достаточно большим количеством разных целей, обладающий способностью их заменять в случае неудачи, защищен от негативных стрессов лучше, чем тот, кто ориентирован на достижение единственного, главного конкретного результата.

 

© 2007 MrWeber, Inc. All rights reserved. Terms of Use and Disclaimer
Hosted by uCoz