school
 
logo
school
Визитка
Для родителей
Методика
Кадеты
Фотогалерея
Новости школы
Учебная страница
Семёрочка
Контакты
+ ПОЛОЖЕНИЕ о конфликтной комиссии МОУ СОШ 7
+ ПОЛОЖЕНИЕ о приеме и отчислении учащихся
+ ПОЛОЖЕНИЕ о промежуточной аттестации учащихся
+ ПОЛОЖЕНИЕ о формах получения образования
+ ПОЛОЖЕНИЕ о формах проведения экзаменов по выбору IX и XI классов
+ Правила поведения учащихся
+ Род собр Дисциплина и культура желаний - основа правильного воспитания
+ Экспериментальная деятельность – основа развития образовательного учреждения


БирГСПА.net - студенческий web-портал

Экспериментальная деятельность – основа развития образовательного учреждения
      Экспериментальная деятельность – основа развития образовательного учреждения.
Зам. директора по УВР МОУ СОШ №7 г. Бирск Хафизова Ф.А
Школа, ориентированная на изменения развития, благодаря появившимся новшествам имеет перспективу. Чтобы реализовать активный тип поведения, школа должна изучать и прогнозировать изменения в образовательных потребностях, отслеживать появление педагогических новшеств. Формирование видения будущего школы – чрезвычайно важная творческая задача, решение которой предполагает опору на инновации, несущие и дающие возможность определить статус и назначение школы.
Планируя перспективу развития школы одной из основных стратегий мы выдвинули стратегию школьных изменений, предполагающая экспериментальную работу.
Сущность педагогического эксперимента – это преднамеренное внесение в педагогический процесс принципиально важных изменений в соответствии с задачей исследования, гипотезы; такой организацией педагогического процесса, которая позволяет видеть связь между изучаемыми явлениями без нарушения, однако, целостного характера самого процесса; глубоким качественным анализом и по возможности более точным количественным измерением как введенных в педагогический процесс новых и видоизмененных компонентов, так и результатов самого процесса.
Обычно предметом педагогического эксперимента являются учебные программы и методы обучения, организационные формы работы и влияние их на качество знаний, уровень овладения навыками, умениями, умственное развитие и воспитанность учащихся.
Широкая экспериментальная деятельность позволит образовательному учреждению:
Во первых – избежать ситуации неподготовленности внедрения в практику образовании, тех или иных новаций, принимаемых на федеральном или республиканском уровнях.
Во вторых - способствует творческому развитию педагогов школы, пробуждает их инициативу, удовлетворяет потребность учителей в профессиональной самореализации, создает условия для профессионального развития учителя.
Кроме того, экспериментальная деятельность требует постоянного повышения квалификации педагогических кадров.
Таким образом, экспериментальная деятельность является движущей силой развития образовательного учреждения. Эта деятельность будет высоко эффективной в случае отлаженной системы экспериментальной работы школы в целом, а это значит, что:
1. в школе должна быть разработана система экспериментов;
2. все эксперименты должны быть тесно увязаны между собой;
3. разработано научно - методическое обеспечение всех экспериментов;
4. разработаны положения об органах управления под будущий научно-поставленный опыт школы, т.е. программируемый научно-поставленный опыт школы, который формируется на основе развивающейся экспериментальной работы.
В образовательных учреждениях РБ с 2001 года введен эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования (Постановление правительства РФ от 23.03.2001 г. № 224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования»).
Актуальным в связи с этим для нас представлялось вхождение в экспериментальную деятельность школы в период ее становления, в период, когда закладывались основы организации учебно-воспитательного процесса, основные направления научно-методической работы, традиции школы, формировался школьный коллектив.
С 2002-2003 учебного года мы включились в эксперимент по модернизации структуры и содержания общего образования
В процессе реализации эксперимента учитывая наличие профессиональных педагогических кадров, проблем и перспектив было выбрано 3 направления:
1.Оптимизация нагрузки школьников внедрение здоровьесберегающих технологий.
2. Профилизация образовательного процесса в старшей школе.
3. Индивидуализация образовательного процесса.
Было разработано положение о порядке проведения эксперимента, положение о творческих группах, программа эксперимента в целом по школе.
И каждый, учитель, входящий в состав творческой группы имеет самостоятельную тему исследования в рамках общей темы его группы образовательный проект и программу работы по этапам.
Для реализации экспериментальной работы созданы 3 творческие группы. Комплектование творческих групп было подчинено следующим принципам:
а) тематика исследований этих групп у отдельных учителей должна представлять собой частную составляющую темы работы учреждения.
б) совокупность тем творческих групп должна обеспечивать целостность и завершённость исследовательской работы.
в) этапность и сроки завершения работы должны быть синхронизированы.
г) процесс и результаты работы должны периодически обсуждаться на заседаниях администрации, НМС, педагогических советов.
д) решения, результативность которых подтверждена, должны быть предметом ознакомления и проработки педагогическим коллективом.
е) творческие группы создаются после тщательного анализа работы педагогического коллектива.
Одно из направлений инновационной деятельности – эксперимент по введению профильного обучения на старшей ступени общего образования. Хочу отметить, что данные направления в нашей школе, как экспериментационное нашло свое внедрение раньше широкомасштабного централизованного осуществления профилизации в общеобразовательных школах.
В эту группу входят 4 учителя, представляющие предметы: математика, английский язык, русский язык и литература.
В ходе реализации данного направления выдвинуты задачи:
- выявить пути и средства профессионального самоопределения старшеклассников;
- обеспечить продуктивную работу психологической службы, социальных педагогов, классных руководителей с целью осуществления профориентационной работы; организовать и обеспечить продуктивную работу профильных классов;
- Отслеживать процент соответствия профиля выбранной профессии.
Разрабатываемые темы: «Углубленное теоретическое и практическое изучение математики в профильных классах», «Эффективность введения спецкурса по английскому языку в старших классах, с целью оказания помощи, поступающим в ВУЗы и СУЗы», «Особенности преподавания математики в классах с гуманитарным профилем», «Особенности преподавания литературы в классах с математическим профилем».
Эксперимент этой творческой группы подходит к завершению. Отчет учителей экспериментаторов многократно заслушивался на заседаниях НМС и педагогическом совете школы.
За период эксперимента была проведена следующая работа. Учитель математики, взяв программу для математических классов, внесла в тематический план дополнительные разделы, таким образом, расширив содержание курса, максимально приблизив к вузовской (по-блочно проработав курс лекций, содержание практических занятий, на которых отрабатывались навыки и умения. Использовала зачетную систему по каждой теме, состоящей из теоретической и практической частей).
Учителем разработаны домашние контрольные работы. В ходе эксперимента проводился мониторинг качества усвоения тем курса, в результате чего выделены темы, представляющие особую трудность для детей и на этом основании внесено изменение в распределение количества времени на изучение отдельных тем, проведена систематизация результатов исследования, результатов выпускных работ, вступительных экзаменов, уровень адаптации в вузе.
Отмечен высокий уровень поступаемости детей по профилю, безболезненная адаптация выпускников к ВУЗовской системе и успешное их обучение.
Проводя эксперимент по профилизации, мы особое внимание уделяем преподаванию в профильных классах непрофильных дисциплин.
Учителями - экспериментаторами были откорректированы и адаптированы программы, апробированы новые формы организации и методики преподавания, в системе отслеживались, промежуточные результаты обученности и проводился их глубокий анализ.
Результаты эксперимента признаны положительными.
К исследовательской работе по теме «Оптимизация нагрузки школьников, здоровьесберегающие технологии» было привлечено 3 педагога. Это учитель начальных классов, биологи - валеологи и учитель физической культуры.
В рамках эксперимента разработан и реализуется комплекс мер, способствующих созданию здоровьесберагающей образовательной среды. В ходе эксперимента выявлены условия, необходимые для раскрытия двигательных возможностей учащихся, гармонизации их личностных качеств, психофизиологического состояния детей.
С целью формирования устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни с первых дней обучения в школе и повышения качества знаний за счет валеологизации учебного процесса в начальных классах ведется эксперимент по теме «Использование здоровьесберегающих технологий обучения в начальной школе и их влияние на качество обучения».
Не менее важно валеологическое образование учащихся основной и средней школы. В этой связи актуальна исследовательская тема «Валеологическое образование на разных стадиях учащихся, как одно из направлений мотивации к здоровому образу жизни».
Не смотря на то, что данный эксперимент находится в стадии практической реализации, проделана большая работа:
- осуществляется мониторинг состояния здоровья учащихся;
- создан банк разнообразных физкультминуток; пальчиковая гимнастика, офтальмотренапс, сюжетные физкультминутки, дыхательные упражнения, упражнения по саморегуляции, релаксации и аутотренинги. Их использование зависит от видов работ, от степени утомления тех или иных органов, анализаторов;
- создана и функционирует валеологическая служба, в состав которой входит лекторская группа из числа учащихся;
- создан банк материалов для бесед и лекций по профилактике алкоголизма, табакокурения, наркомании и токсикомании, для учащихся разных возрастных групп.
Экспериментальная деятельность творческой группы, осуществляющей научно-исследовательскую работу по теме «Индивидуализация образовательного процесса» направлена на развитие творческого потенциала, как учителя, так и ученика, развивающегося в личностно-ориентированной парадигме.
В эту группу входят учителя начальной и основной школы.
Подробная информация о темах исследования, а так же промежуточных, и если эксперимент завершен, полученных итоговых результатах помещена в сборнике статей «Основные направления инновационно-экспериментальной работы Муниципального образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №7 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан».
Отдельно хочется остановиться на эксперименте «Создание единого образовательного пространства в рамках личностно – ориентированного обучения».
Актуальность этого направления экспериментальной работы состоит в том, что одним из важнейших вопросов современного этапа образования является обеспечение целевого, содержательного и методического единства дошкольного и начального школьного обучения.
Сложившаяся в современном образовании ситуация характеризуется нарушением преемственных связей, рассогласованием цели, программ, учебников и методических пособий на этапах перехода из дошкольного в начальную школу, а также с изменением требований общества к качеству воспитания детей.
Проблема затрудненной адаптации детей к школе чрезвычайно актуальна. Одной из важных причин специалисты считают несоответствие функциональных возможностей детей требованиям школы. И дело здесь не только в уровне умственного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта отстают в развитии другие функции, которые важны для успешной учебы.
В школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт, не умеющие наблюдать, сравнивать, замечать происходящие изменения. Недостаточно развито внимание детей, образное мышление, умение решать конструктивные задачи, выполнять речевые творческие задания.
Особо следует отметить отсутствие у детей усидчивости, неумение напрягаться без ущерба для здоровья, корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, т.е. нет тех показателей здоровья, которые тесно связаны с самовоспитанием.
Кроме выше перечисленных, есть еще одна проблема, которую испытывают дети, поступающие в 1 класс – это низкий уровень мелкой моторики. Более чем у 25% детей мелкая моторика не развита, вследствие этого дети с трудом осваивают графические навыки, сложно дается письмо. Очень часто дети не умеют ориентироваться в пространстве, ориентироваться в тетради (выше, ниже, влево, вправо), не «видят» клеточки, строчки.
Исследовалось и речевое развитие детей. По данным обследования, в логопункт было зачислено 27% учащихся.
Понимая актуальность проблемы, мы увидели необходимость открытия «Центра подготовки детей к школе», т.к. традиционной подготовки весной – недостаточно для решения вышеперечисленных проблем.
Учебная программа нашего центра основана на формах, методах, видах деятельности, широко применяемых в детских дошкольных учреждениях, но приближенная к школе учащихся овладеть важным «стартовым капиталом» чисто учебных знаний, умений и навыков первоклассников, а также формирует у них более точное понятие о школе, о роли ученика в ней, готовит их к предстоящей специфике школьной жизни.
Учебная программа занятий разработана в соответствии с основными принципами и ценностями личностно - ориентированного образования, суть которых заключается в раскрытии индивидуального опыта ребенка его жизнедеятельности, создании благоприятных условий для реализации активности, самостоятельности, лично значимых потребностей и интересов каждого ученика.
Занятия проводятся по следующим направлениям:
- Развитие речи;
- Развитие мелкой моторики,
- Развитие логических способностей, первоначальных математических представлений,
- Развитие художественно-творческих способностей.
Особое внимание уделяем организации учебного процесса. В одной группе не более 15 учеников. 4 занятия по 30 минут.
Условием успешной работы является работа логопедов, психологов.
С 2005 года в школе введен эксперимент по теме «Организация социокультурной среды в условиях инновационных форм обучения» на базе созданных нами кадетских классов.
Содержание образования в целом является комплексной характеристикой пригодности человека к деятельности в определённой области и на определённом уровне. Образование, обучение, воспитание и развитие являются составными частями единого процесса формирования личности. Чтобы сформировать в себе привычки правильного, общественно полезного или общественно-приемлемого поведения, необходимо сначала узнать о его нормах и правилах. А это достигается целенаправленным обучением. Всестороннее формирование личности кадета предполагает поэтапное приращение объёма и качества его познавательных интересов, положительных мотивов и потребностей. В него входит стабилизация положительных и подавление отрицательных качеств, воспитание культуры чувств и эмоций, развитие способностей строить благоприятные и конструктивные отношения. Это невозможно без умений составлять правильное, объективное, непредвзятое мнение о себе и окружающих людях, ответственного отношения к взятым на себя обязательствам, порученной или требующей для собственного блага деятельности, формирование убеждений и мировоззрения. Всё это должно в конкретизированном виде входить в обучение, обеспечивая целостность и гармоничность формирующейся личности кадета. Фундаментом образовательного процесса в кадетском классе служит блок «педагогических программ реализации», включающий в качестве основных составляющих:
1) учебные программы;
2) воспитательные программы;
3) программы дополнительного образования;
4) военно-патриотическая программа.
Цель исследования.
1. обеспечение получения кадетами основного общего, среднего (полного) общего образования.
2. апробирование инновационных форм обучения применительно к кадетскому классу.
Предмет исследования.
Педагогические условия, способствующие организации развивающей социокультурной среды (оптимальному общему развитию кадета).
Основные направления деятельности.
- дифференцированный подход при формировании кадетского класса.
- разработка новых и адаптация уже известных технологий для работы кадетского класса.
- разработка и введение рейтинговой системы в оценке ЗУН кадетов.
- полноценное психическое и социальное развитие кадетов, сохранение их здоровья на каждом этапе.
- индивидуальный подход к каждому кадету.
- профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном, психическом, социальном и личностном развитии воспитанников кадетского класса.
- создание благоприятных условий для развития самостоятельности мышления, способности к самообучению и саморазвитию за счёт использования специальных программ, построенных на принципах развивающего обучения (проблемность, диалогичность, индивидуализация).
- организация многоуровневой, вариативной, многопрофильной подготовки кадетов на базе стандартизации образования.
- усилить влияние кадетского класса на социализацию личности воспитанников, их адаптацию к современным условиям.
В социокультурном пространстве школы средовые факторы микроуровня (микромир ребенка, семья, класс, группа); эстетическое и гражданско-патриотическое воспитание, гармоническая, комфортная, пространственно-предметная среда простраивают свои взаимодействия с ребенком через отношения, ценности, символы, предметы, играют роль одного из важнейших источников развития и саморазвития личности, становясь благоприятной средой для ребенка.
Созданная в школе система дополнительного образования для кадетов призвана создавать широкий общекультурный, эмоционально значимый для ученика фон освоения содержания стандарта общего образования: предметно ориентировать его в базисных видах деятельности (ценностно-ориентированной, познавательной, коммуникативной, эстетической, физкультурно-оздоровительной); адаптировать к современной жизни.
Таким образом, экспериментальная деятельность педагогов школы охватывает практически все наиболее актуальные аспекты учебно-воспитательного процесса и является основой развития современной школы.

 

© 2007 MrWeber, Inc. All rights reserved. Terms of Use and Disclaimer
Hosted by uCoz